Положение о федеральной инновационной площадке в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации
от 23 июня 2009 г. № 218
Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования
В целях обеспечения дальнейшего развития инновационной деятельности в сфере образования с учетом опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование» и в соответствии с пунктом 5.2.23 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938, № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 14, ст. 1662), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр А. Фурсенко
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «_23_»_июня_ 2009 г. № _218_
Порядок
создания и развития инновационной инфраструктуры
в сфере образования
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее – инновационная инфраструктура), в том числе ее состав, основные направления деятельности.
2. Инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
3. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки (далее – инновационные площадки).
4. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются:
1) разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
моделей образовательных организаций;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Российской Федерации.
5. Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных образовательных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Министерство), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и по инициативно разработанным инновационным образовательным проектам (программам), которые имеют существенное значение для обеспечения реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования и решения других перспективных задач развития образования.
6. Статус инновационной площадки присваивается образовательным организациям независимо от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности (при их наличии), их объединениям, а также научным и иным организациям, осуществляющим деятельность в области образования (далее – организации).
II. Управление деятельностью инновационных площадок
7. В целях координации и развития инновационной деятельности в сфере образования Министерство создает координационный орган по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее – координационный орган).
В координационный орган входят представители Министерства, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также по согласованию представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, образовательных и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Состав координационного органа утверждается Министерством.
Возглавляет координационный орган председатель.
Координационный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, который утверждается на его заседании.
8. Координационный орган:
готовит предложения по формированию основных направлений деятельности инновационных площадок и критериям эффективности их реализации;
готовит предложения по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике;
информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных образовательных проектах (программах) (далее – проект (программа));
представляет Министерству предложения о присвоении статуса федеральной инновационной площадки и утверждении перечня федеральных инновационных площадок;
рассматривает ежегодный аналитический отчет о результатах деятельности федеральных инновационных площадок;
готовит аналитические материалы для руководства Министерства об эффективности управления развитием и модернизацией образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования посредством развития инновационной инфраструктуры в сфере образования.
9. Основной формой деятельности координационного органа являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Координационный орган вправе осуществлять свои полномочия, если на его заседаниях присутствует не менее 2/3 от списочного состава.
10. Решения координационного органа принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.
Решения координационного органа оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами координационного органа, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов координационного органа (при его наличии).
При равенстве голосов членов координационного органа решающим является голос председателя координационного органа, а при отсутствии председателя – его заместителя, председательствовавшего на заседании.
III. Порядок присвоения и прекращения действия статуса инновационной площадки
11. Статус федеральной инновационной площадки организациям присваивается Министерством на основе предложений координационного органа.
Координационный орган формирует предложения по присвоению статуса федеральной инновационной площадки на основании результатов экспертизы проектов (программ) организаций и (или) представления департаментов Министерства, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства.
12. Для присвоения статуса федеральной инновационной площадки организацией-соискателем подается заявка в координационный орган не позднее 1 сентября.
Заявка содержит:
наименование и место нахождения организации-соискателя (юридический и фактический адреса, контактные телефоны);
цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования в Российской Федерации;
программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);
календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов);
обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы);
решение органа самоуправления образовательного учреждения на участие в реализации проекта (программы);
предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области образования (при необходимости);
обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.
13. Заявки, поступившие в координационный орган, направляются на экспертизу.
Экспертиза осуществляется организацией, определяемой на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105; 2006, № 1, ст. 18; № 31, ст. 3441; 2007, № 17, ст. 1929; № 31, ст. 4015; № 46, ст. 5553; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5723; 2009, № 1, ст. 16, ст. 31; № 18, ст. 2148; № 19, ст. 2283; № 27, ст. 3267. Российская газета, 2009, № 133, № 132) в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования (далее – Организация).
14. Организация осуществляет:
проведение экспертизы заявок;
представление заключений в координационный орган о результатах экспертизы заявок;
проведение экспертизы ежегодных отчетов федеральных инновационных площадок;
формирование и ведение банков данных о деятельности федеральных инновационных площадок.
15. Заключения, подготовленные по результатам экспертизы заявок, направляются Организацией в координационный орган не позднее 1 декабря.
16. Координационный орган рассматривает представленные Организацией заключения и представляет в Министерство предложения о присвоении (отказе в присвоении) организациям-соискателям статуса федеральной инновационной площадки.
17. Министерство утверждает перечень федеральных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру. В перечне указываются юридический и фактический адреса организации, адрес электронной почты (при наличии), официальный сайт в сети Интернет (при наличии), контактные телефоны, срок, на который присваивается статус федеральной инновационной площадки.
Повторное представление заявки на присвоение федеральной инновационной площадки осуществляется не ранее чем через год.
18. Статус федеральной инновационной площадки присваивается на период реализации проекта (программы).
По истечении срока реализации проекта (программы) по предложению координационного органа Министерством принимается одно из следующих решений:
о прекращении действия статуса федеральной инновационной площадки;
о продлении действия статуса федеральной инновационной площадки.
19. Действие статуса федеральной инновационной площадки прекращается досрочно в случаях:
получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы);
нарушения организацией, которой присвоен статус федеральной инновационной площадки, законодательства Российской Федерации при реализации проекта (программы);
непредставления, а равно несвоевременного представления отчетных материалов о реализации проекта (программы).
20. Вопрос о досрочном прекращении действия статуса федеральной инновационной площадки рассматривается координационным органом. По результатам рассмотрения координационный орган представляет Министерству соответствующие предложения.
21. Присвоение (прекращение действия) статуса региональных инновационных площадок на основе экспертизы предлагаемого организацией к реализации проекта (программы) осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, с учетом настоящего Порядка.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, ежегодно направляют в Министерство перечень региональных инновационных площадок, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения по распространению и внедрению результатов реализованных проектов (программ) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области образования (при необходимости).
IV. Деятельность инновационных площадок
22. Инновационные площадки осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагавшейся к заявке программой реализации проекта (программы).
23. Инновационные площадки в рамках проекта (программы):
планируют свою деятельность, при необходимости привлекая научных консультантов;
осуществляют мониторинг реализуемого проекта (программы);
организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и иных заинтересованных лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта (программы).
24. Инновационные площадки:
реализуют утвержденный проект (программу) в установленные сроки;
обеспечивают соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
своевременно информируют Министерство или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта (программы), которые могут привести к невыполнению проекта (программы) или календарного плана работ.
25. Инновационные площадки ежегодно представляют письменные отчеты о реализации проекта (программы).
Отчеты федеральных инновационных площадок направляются на экспертизу в Организацию, по результатам проведения которой в координационный орган представляется заключение о значимости полученных результатов проекта (программы) и возможных способах их использования в массовой практике.
* Под местной (муниципальной) системой образования, системой образования субъекта Российской Федерации в настоящем Положении понимается совокупность образовательных организаций, иных организаций системы образования, органа, осуществляющего управление в сфере образования, расположенных на территории определенной административной единицы.
Написать комментарий